Решения

Проекты

Специальное программное обеспечение для прототипа системы управления безопасностью авиационной деятельности, обеспечивающего решение задач системы при создании перспективных образцов авиационной техники

Назначение

Проактивное управление безопасностью авиационной деятельность на основе технологий больших данных с возможностью применения технологий искусственного интеллекта и формирования достоверных прогностических оценок уровня безопасности полетов в авиационных предприятиях в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе при создании перспективных образцов авиационной техники (АТ).

Разработано совместно с ФИЦ ИПУ РАН по заказу ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»

Цели создания системы

Переход от реактивного управления безопасностью авиационной деятельностью, выполняемого как немедленная реакция на происшествия, к прогнозированию состояния системы на основе анализа факторов риска, текущего состояния системы и имеющегося опыта эксплуатации в интересах исключения наступления неблагоприятных последствий и обеспечения нахождения уровня индекса риска в зоне допустимых значений.

* КУВ – корректирующее управляющее воздействие; ** НБП – неблагоприятное последствие в авиационной деятельности.

Выявление факторов опасности на ранних стадиях жизненного цикла образцов АТ, что обеспечивает минимизацию затрат на компенсацию наступления неблагоприятных последствий.

Функции

●  Реализация модели «опасность – риск» с дальнейшей пролонгацией по контуру «опасность – первичный риск – корректирующее управляющее воздействие – остаточный риск».

●  Контроль качества и результатов реализации, рекомендаций по корректирующим управляющим воздействиям с целью корректировки поведения контура оперативного и долгосрочного управления безопасностью авиационной деятельности.

●  Сбор, обобщение и хранение информации, обеспечивающей выполнение прогностических оценок уровня безопасности полетов в авиационных предприятиях в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

●  Учет влияния результатов оценок системы менеджмента качества и системы управления безопасностью полетов авиационных предприятий на обобщенный показатель уровня безопасности авиационной деятельности авиационных предприятий.

●  Применение технологий искусственного интеллекта для выявления скрытых угроз безопасности авиационной деятельности.

●  Автоматическая регистрация (формирование регистрационных карточек) и реферирование отчетных и других (при необходимости) научно-технических документов.

Состав модулей СПО-прототипа СУБАД

Модуль администрирования предназначен для решения задач:

●  управление учётными записями пользователей,

●  разграничение прав доступа к объектам системы,

●  управление и организация доступа пользователей и модулей СУБАД к составным элементам БД.

Модуль сбора и предоставления данных для пользователей решает задачи:

●  создание среды интерактивного взаимодействия в контуре «человек-машина» СПО-прототипа СУБАД (предоставление пользователям СПО-прототипа СУБАД интерфейса передачи формализованных данных),

●  формирование исходных данных (массивов информации) для заполнения справочников и классификаторов,

●  реализация результатов выполнения функций модуля администрирования и разграничения доступа к информации об авиационной деятельности.

Модуль кластеризации (анализа) данных предназначен для решения задач:

●  преобразование к машинному виду информации, полученной от модуля сбора данных, от пользователей к структуре и составу справочников и классификаторов, составляющих распределенную базу данных СПО-прототипа СУБАД, предназначенную для решения задач аналитическими модулями,

●  управление базой данных в составе справочников и классификаторов,

●  распределение данных, полученных от внешних источников информации, к структуре и составу справочников и классификаторов распределенной БД СПО-прототипа СУБАД, в соответствии с их содержанием,

●  выполнение машинных запросов к записям в БД СПО-прототипа СУБАД в соответствии с задачами, решаемыми пользователями и модулями СПО-прототипа СУБАД (запись, редактирование, чтение, удаление данных).

Модуль обмена данными (между внутренними узлами и внешними системами) предназначен для решения задач:

●  получение и отправка данных между абонентами СПО-прототипа СУБАД,

●  преобразование данных, полученных от внешних и внутренних источников информации в соответствии с протоколами информационного обмена,

●  подготовка исходной информации для модуля регистрации документов.

Модуль оценки вероятностей факторов опасности предназначен для решения следующих задач:

●  хранение шаблона описания оценки видов факторов опасности по частоте их проявления,

●  хранение сведений о частоте возникновения факторов опасности,

●  обработка сведений о присвоении экспертами классификационной группы фактору опасности по частоте проявления (при отсутствии статистических данных),

●  отнесение факторов опасности к определенному классификационному признаку при наличии статистических данных,

●  подготовка исходных данных для решения задач модулями расчета риска наступления неблагоприятных последствий. 

Модуль оценки серьезности последствий предназначен для решения задач:

●  хранение шаблона описания серьезности последствий по классификационным группам,

●  обработка сведений о присвоении экспертами последствий фактора опасности к классификационной группе степени серьезности,

●  отнесение последствий фактора опасности к классификационной группе степени серьезности по результатам статистических данных (при наличии результатов расследования авиационных инцидентов и происшествий).

Модуль расчета риска наступления неблагоприятных последствий предназначен для решения задач:

●  расчет уровня риска для безопасности полетов, с учетом выявленных факторов опасности,

●  подготовка исходных данных для модуля выработки рекомендаций по осуществлению авиационной деятельности и обработки данных об управляющих воздействиях и модуля выработки рекомендаций по осуществлению авиационной деятельности.

Модуль обработки данных об управляющих воздействиях предназначен для решения задач:

●  обработка статических сведений о результатах принятых управляющих воздействий при выявлении факторов опасности (в том числе по экономической составляющей),

●  формирование рекомендаций лицам, принимающим решения по вариантам возможных ранее принятых управляющих воздействий при выявлении аналогичного фактора опасности,

●  подготовка исходных данных по скорректированному фактору опасности для модуля расчета остаточного риска.

Модуль расчета остаточного риска предназначен для решения задач:

●  расчет уровня риска для безопасности полетов с учетом выявленных факторов опасности, с учетом влияния выбранного ЛПР варианта управляющего воздействия по нивелированию выявленных факторов опасности и их последствий,

●  подготовка исходных данных для модуля выработки рекомендаций по осуществлению авиационной деятельности.

Модуль выработки рекомендаций по осуществлению АД на базе методики проактивного управления предназначен для решения задач:

●  идентификация рассчитанного уровня риска в общем пространстве по уровню допустимости,

●  выполнение алгоритма, установленного в руководящем документе, и выработке рекомендаций лицам, принимающим решения по дальнейшему порядку осуществления АД.

Модуль регистрации документов предназначен для решения задач:

●  поддержание в актуальном состоянии унифицированной системы документирования,

●  организация формирования регистрационных карточек и реферирования отчетных и других (при необходимости) научно-технических документов.

Представление данных в формате, необходимом для принятия решений

Информация о текущем состоянии безопасности авиационной деятельности.

Результаты оценки СМК и СУБАД авиационных предприятий в целях прогнозирования уровня безопасности авиационной деятельности.

Наглядное представление контура «опасность-риск» в соответствии с методом «Дерево отказов».

Предложения по структуре перспективной системы управления безопасностью авиационной деятельности

Акт апробации прототипа СПО СУБАД